МБОУ СОШ № 29 р.п. Чунский
Иркутская область, Чунский район, р.п. Чунский
  • Раздел по реализации проекта по профилактике буллинга в образовательных организациях Иркутской области на 2023-2025 годы

    С сентября 2023 года по декабрь 2025 года  МБОУ СОШ № 29 р.п. Чунский принимает участие в региональном проекте Министерства образования Иркутской области по профилактике буллинга в образовательных организациях. Буллинг может проявляться в разных формах: обидные прозвища; угрозы физического насилия; драки, запугивание, высмеивание; разного рода унизительные комментарии; бойкот или подстрекательство, сплетни, публичные унижения и т.д.

    Основная идея проекта - оказать влияние на создание безопасной среды в образовательном учреждении для всех детей, независимо от их физических и психологических особенностей.

    Главные задачи проекта — предотвращение и разрешение ситуаций буллинга в школе через внедрение в образовательное пространство школы «Школьного ориентира», «Антибуллинговую хартию», профилактической квест-игры «Класс#ВместеДружба».

    Реализация данного проекта на территории Иркутской области осуществляется в соответствии с распоряжением Министерства образования Иркутской области от 11 сентября 2023 года № 55-1213-мр «Об утверждении плана мероприятий по реализации проекта по профилактике буллинга в образовательных организациях Иркутской области на 2023-2025 годы».

    В ходе  «Разговоров о важном» обсуждались вопросы: Формирование негативного отношения обучающихся к таким понятиям, как травля, психологическое насилие. Признаки травли. Формирование у обучающихся конструктивного поведения на случай травли и агрессии в их адрес.

    Профилактика насилия в школе помогает формировать у учеников элементарные понятия: как себя вести в сложной ситуации и куда обращаться за помощью, осознавать свою ответственность за плохие проступки, понимать, что применение физического насилия по отношению друг к другу наказуемо. Дети, которые подверглись травле, получают тяжелую психологическую травму. Не имеет значения, какой буллинг имел место: физический или психологический. Даже спустя много лет, во взрослом возрасте, люди остаются с этой травмой, некоторые и всю жизнь помнят школьные издевательства. Чтобы избежать этого ребенку важно знать, как противостоять агрессору, куда можно обратиться за помощью. И главное – сформировать в школьном коллективе отрицательное отношение к этому явлению.

    Педагогический совет "Антибуллинг"

    19 сентября 2023 года в нашей школе состоялся Педагогический Совет по теме "Организация внедрения проекта по профилактике буллинга в МБОУ СОШ №29 р.п. Чунский" (Протокол № 10). В ходе собрания были обсуждены различные аспекты этой проблемы, включая ее причины, последствия и способы предотвращения. Педагогам были предложены различные методы работы с учащимися, направленные на профилактику и преодоление буллинга, в том числе проведение тренингов по развитию эмоционального интеллекта, организация групповых дискуссий и тематических уроков. Также было отмечено, что важную роль в предотвращении буллинга играет создание дружественной и поддерживающей атмосферы в школе, где каждый обучающийся чувствует себя в безопасности и защищенности. В ходе обсуждения был утверждён план мероприятий по реализации проекта по профилактике буллинга. Педагогическое собрание завершилось обязательством всех присутствующих принять активное участие в работе по предотвращению буллинга и созданию безопасной и поддерживающей среды для всех обучающихся.

    Родительские собрания "Антибуллинг"

    В нашей школе с 18 сентября 2023 года по 18 октября 2023 года в 1-11 классах прошли родительские собрания на тему «Что такое «буллинг», чем он опасен и как с ним бороться ?». Встречи были организованы с целью обсуждения проблемы издевательств и насилия среди детей и определения способов предотвращения таких ситуаций. На собрании выступила социальный педагог МБОУ СОШ № 29 р.п. Чунский, которая поделилась своим опытом работы с детьми, столкнувшимися с буллингом. Социальный педагог подчеркнула важность родительской поддержки и участия в решении проблемы.Также были даны практические советы для родителей, способные помочь детям избежать конфликтов и насилия: обучение детей эмоциональной регуляции, уважительному общению и умению решать конфликты без насилия. Родители приняли информацию  к сведению, выразили желание применять предложенные рекомендации. В целом, собрания были продуктивным и важным шагом в борьбе с насилием среди детей.

    Что такое буллинг?

    Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это систематические акты агрессии (словесной, психологической или физической), направленные против одной или нескольких жертв. Буллинг и травля — это синонимы, описывающие одно и то же явление.

    Буллинг может встречаться в любых закрытых сообществах: в рабочих коллективах, в армии (дедовщина — это тоже вид буллинга). Также существует кибербуллинг, при котором травля происходит в интернете (часто — малознакомыми или анонимными агрессорами).

    Но чаще всего — в школе. По данным уполномоченного по правам ребёнка при президенте России Анны Кузнецовой, каждый второй ребёнок в России так или иначе сталкивается с буллингом.

    Буллинг может выглядеть самым разным образом, но в нём всегда есть три действующих лица:

    • Агрессор — тот, кто инициирует насилие или подключается к нему.
    • Жертва — тот, на кого направлено насилие.
    • Наблюдатели — те, кто не участвует в травле, но и не останавливает её.

    Цель агрессоров — не один раз обидеть жертву, а изводить её системно, поэтому они выбирают непрямые формы агрессии, чаще всего — психологическое унижение, например:

    • словесные оскорбления;
    • используют изоляцию и бойкот (никто не хочет сидеть рядом с жертвой, общаться с ней);
    • отбирают или портят вещи жертвы;
    • заставляют совершать неприятные для жертвы действия;
    • толкают жертву, кидают в неё предметы.

    Три главных отличия:

    • Конфликт — это разовая попытка с помощью агрессии разрешить проблему или спор. Буллинг — это протяжённый во времени социальный акт, цель которого — поднять статус и самооценку агрессоров за счёт унижения жертвы.

    • Участники конфликта понимают и признают, что они конфликтуют (ссорятся, дерутся). Участники травли часто оправдывают свои действия оговорками «Мы же пошутили», «Мы просто играли», «Он что, шуток не понимает».

    • Конфликт предполагает более-менее равные силы его участников. В травле жертва всегда ощущает себя одинокой и беспомощной.

    Например, если двое школьников подрались, потому что один наступил другому на ногу, — это конфликт. А если один ученик наступил другому на ногу, и с тех пор второй не даёт ему прохода — постоянно обзывает «неуклюжим» и «идиотом», распространяет сплетни, подговаривает других учеников не общаться с ним, — это уже буллинг.

    Друзья и приятели часто подкалывают друг друга, и порой эти шутки могут выглядеть очень недружелюбно, но восприниматься обеими сторонами именно как юмор. Как различить розыгрыш и буллинг:

    • Розыгрыш — это когда смешно обеим сторонам. В травле одна из сторон переживает обиду и злость, ей вовсе не смешно.

    • Розыгрыш может исходить от обеих сторон (сегодня ваш друг прикалывается над вами, завтра — вы над ним), а буллинг — это односторонний процесс. Если тот, над кем подшутили, попытался тоже ответить шуткой и за это был избит — это буллинг.

    • Не закрывать глаза на проблему. Травля — это сложное социальное взаимодействие. Не стоит надеяться, что дети «сами разберутся».

    • Поговорить с ребёнком о том, что происходит. Показать, что вы его поддерживаете и готовы за него заступиться: «Я тебе верю», «Я с тобой», «Я помогу тебе, мы вместе со всем разберемся».

    • Позвонить на горячую линию проекта «Травли.net», чтобы получить психологическую и юридическую поддержку.

    • Собрать доказательства травли для подкрепления своей позиции (скриншоты оскорбительных сообщений, показания одноклассников и свидетелей, заключения о поломках вещей, справки о побоях, фото «плевков в портфель», кэш в браузере и так далее).

    • Подключить к решению проблемы классного руководителя, директора школы, школьного психолога, других родителей (как родителей пострадавших, так и родителей агрессора). По закону, в школе ученик имеет право на защиту от всех форм физического и психического насилия.

    • Инициировать обсуждение проблемы, но без обвинений («Куда смотрят родители», «Куда смотрит школа»), а в спокойном и продуктивном ключе: проблема существует, что мы все можем сделать, чтобы её решить?

    • Если школа не принимает мер — стоит написать жалобы в управляющий совет школы, в комиссию по делам несовершеннолетних управы / администрации района, инспектору по делам несовершеннолетних. Если и это не помогло, пишите жалобы о бездействии представителей в вышестоящие инстанции: в муниципальный департамент образования, в прокуратуру, региональному уполномоченному по правам человека. Во всех официальных обращениях важно соблюдать последовательность и вежливость.

    • Рассмотрите возможность перехода ребёнка в другой класс или другую школу.

    Есть мнение, что агрессорами становятся чаще всего дети из неблагополучных семей или пережившие насилие. Это не всегда так — даже вполне благополучный ребёнок, попав в травматичную среду в школе, может начать травить других.

    Агрессия возникает:

    • из-за сложностей с коммуникацией,
    • из-за стресса от усталости и плохой успеваемости,
    • из-за давления учителей,
    • из-за возрастного или личностного кризиса.

    В целом, травля — это вторичное явление, проявление эмоционального или физического страдания, которое агрессор не может пережить иначе, кроме как подвергнув страданию другого. Поэтому наказание или ругань не помогут: ребёнок может из страха на время превратить агрессивное поведение, но потом оно возобновится с новой силой и в более изощрённой форме.

    Что поможет:

    • Не ругайте, а начните разговор из позиции «Я вижу проблему и хочу помочь тебе».

    • Дайте возможность проявлять себя в позитивном ключе. Часто агрессору не хватает внимания и признания в коллективе — поищите и предложите другие возможности для вашего ребёнка показать превосходство (выигрывать на конкурсах, заниматься активизмом, выступать на школьной сцене).

    • Буллинг — это негативное проявление групповой динамики: есть явный лидер, но нет общего дела, вокруг которого можно сплотиться. Если ваш ребёнок проявляет явные лидерские качества, помогите ему реализовать свой талант позитивно: организовать квест, праздник, поход или стать капитаном спортивной группы.

    • Развивайте у ребёнка эмпатию и объясняйте, что чувствует жертва. Часто агрессоры из-за низких способностей к эмпатии не представляют себе, насколько их действия ранят другого. Предложите вместе посмотреть фильмы, мультфильмы, почитать книги, в которых происходит травля, — и обязательно обсудите: что и почему провоцирует агрессора? Как себя чувствует жертва? Что происходит с наблюдателями? Как можно им всем помочь?

    Иногда родители предпочитают не заступаться за жертву травли и учат этому своих детей. Такая позиция формирует мнение, что насилие — это нормально и приемлемо. Но игнорирование не гарантирует безопасности свидетелям: травля будет повторяться, и следующей жертвой может стать наблюдатель.

    Что поможет:

    • Травля и насилие — это ненормально и недопустимо. Осознайте это сами и донесите до ребёнка. Отметьте моральную ценность такой позиции.

    • Расскажите ему, что заступиться — это хороший поступок, который, вероятно, одобрят и поддержат одноклассники. Часто дети думают: «Что я могу? Я ничего не решаю». Это не так. Обычно в классе много тех, кто осуждает травлю, но боится сказать это вслух. Если ваш ребёнок выскажется открыто, скорее всего, к нему присоединятся другие.

    • Пригласите других детей-наблюдателей и их родителей к диалогу и попробуйте вместе решить, как помочь классу в этой ситуации.

    Кибербуллинг — это травля в интернете. Россия занимает первое место в мире по кибербуллингу.

    Как и обычная травля, кибербуллинг организуется агрессорами, чтобы унизить жертву.

    Формы кибербуллинга:

    • Оскорбительные комментарии в социальных сетях жертвы.

    • Распространение оскорбительных картинок и мемов с фотографией жертвы.
    • Личные сообщения с оскорблениями или угрозами в социальных сетях, мессенджерах.

    • Оскорбительные сообщения от имени жертвы в адрес других людей.

    • Вымогательство, шантаж или угрозы опубликовать личные фотографии и видеозаписи.

    Общение с психологом абсолютно анонимно: называть свое имя, фамилию адрес никто не потребует, cчета за разговор, каким бы длительным он не получился, не последует — звонок с любого мобильного или стационарного телефона бесплатный.

    Информация о противодействии буллингу

    Для родителей
    Для обучающихся

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie